Безвиз безвизом, а «серые» схемы энергопоставок еще никто не отменял!

 13-04-2017 16:47 

6 апреля Европейский парламент подавляющим большинством голосов одобрил безвизовый въезд в страны Шенгенской зоны для украинских граждан.

Докладчик Европейского парламента по вопросам безвизового режима Мария Габриэль заявила, что Украина выполнила все требования ЕС и «даже превысила ожидания». «Мы в очередной раз подтвердили тот принцип, что каждая страна, удовлетворяющая критериям Европейской Комиссии, должна пользоваться преимуществами безвизового режима», – сказала она.

Для Молдовы безвизовый режим был одобрен в апреле 2014 года. Брюссельские чиновники и тогда не поскупились на похвалы правительству этой страны, назвав «образцовыми» проведенные в ней демократические реформы.

Не секрет, что Вашингтон и Брюссель побуждают молдавское и украинское правительства проводить политику, направленную против России. Тут все понятно – геополитика. Вопросы вызывает та легкость, с которой европейские чиновники разбрасываются такими терминами, как «успешные демократические реформы» при оценке действий правительств этих двух постсоветских стран. Ведь для любого, кто посетит Молдову или Украину, будет достаточно всего лишь нескольких дней, чтобы понять, что обе страны управляются олигархическими режимами, опирающимися на тайную полицию, а также подконтрольные СМИ. В обеих странах производственные сектора экономики находятся в глубоком кризисе, население стремительно нищает. Те немногие отрасли, которые еще способны приносить прибыль, находятся под контролем олигархии, в основном финансовой, причем большая часть прибыли выводится в оффшоры.

Вот пример, который наглядно иллюстрирует сказанное.

Последние несколько лет Республика Молдова получала электроэнергию через фирму «Энергокапитал» – посредническую структуру, находящуюся на территории непризнанной Приднестровской республики. «Энергокапитал» контролирует Владимир Плахотнюк, молдавский олигарх и лидер Демократической партии Молдовы, а также экс-президент Приднестровья, а ныне «просто бизнесмен» Евгений Шевчук (как известно, это типично для постсоветской Восточной Европы, когда почти все олигархи являются политиками, а политики – олигархами).

В конце 2016 года в Кишиневе был приведен к присяге новый президент Молдовы Игорь Додон, избранный в результате всеобщего голосования. Руководство в приднестровском Тирасполе также сменилось: вместо Шевчука был избран Вадим Красносельский.

Во время одной из первых встреч Додона и Красносельского в начале 2017 года было решено устранить посредника в энергетической сфере, в надежде, что это позволит снизить тарифы на электроэнергию (или, возможно, просто потому, что они лично не могли извлечь выгоды из существующей схемы).

Это, естественно, противоречило интересам Плахотнюка. Ситуацией попытался воспользовался и украинский олигарх Ринат Ахметов. В результате возник транснациональный олигархический сговор, имеющий своей целью ограбления госбюджетов обеих стран посредством новой схемы поставки электроэнергии.

В феврале 2017 года в Киеве в соответствии с предварительной договоренностью молдавских и украинских олигархов молдавский премьер-министр Павел Филип (являющийся протеже Плахотнюка) встретился со своим украинским коллегой Владимиром Гройсманом чтобы завершить сделку.

С 1 апреля 2017 года Кишинев заменил своего предыдущего импортера электроэнергии на компанию «ДТЭК Трейдинг», принадлежащую Ринату Ахметову. Правда новая схема не стала менее проблемной с точки зрения закона. И вот почему.

Согласно украинскому законодательству, все производители энергии (сегодня это частные лица) должны продать ее государственному предприятию «Энергорынок». Это последнее реализует электроэнергию посредством тендеров.

Учитывая базовую стоимость энергии, производимой на тепловых энергоустановках, а также экспортные пошлины, получим следующее:

– «ДТЭК» продает электроэнергию «Энергорынку» за 1600 грн. ($59) за МВт/час.

–«ДТЭК Трейдинг» (экспортер) закупает электроэнергию у ГП «Энергорынок» за 1100 гривен ($41) за МВт/ч и продает его в Молдову по $50,2 (1350 грн. с учетом текущих валютных курсов).

Отсюда легко посчитать, что прибыль посредника составляет 750 грн. ($28) за МВт/ч (1600-1100+1350-1100). На самом деле больше, если включить сюда НДС (20%).

Потери «Энергорынка» в размере 500 гривен перекладываются на бюджет Украины, то есть на бюджет, который и так еле держится на плаву, причем в основном за счет финансовой поддержки западных доноров.

На 3 апреля 2017 года МВФ принял решение «выдать» Украине очередной кредитный транш в размере 1 млрд. долларов. Четырехлетняя программа поддержки Украины предполагает кредитование Украины в размере $17,4 млрд. В 2017 году Украина рассчитывает получить еще $4,4 млрд. от МВФ.

Даже если это долгосрочные кредиты, все понимают – и в Киеве, и в Вашингтоне, и в Брюсселе – что правительство Украины не сможет вернуть эти кредиты.

Можно также не сомневаться, что Брюссель понимает, что посредством только что описанной и множества других подобных схем деньги западных налогоплательщиков перекачиваются в карманы небольшой группы восточноевропейских олигархов. В связи с этим возникает простой и закономерный вопрос: являются ли чиновники ЕС сами участниками подобных преступных схем, или же таким образом они просто реализуют некие геополитические цели? Или одно другому не мешает?


Олександр Мельничук