О Проекте   Игры   Сам себе Политикантроп   Пикейные жилеты   Книги наших авторов     Регистрация | Вход


О, спорт! Ты – мир?

 22-03-2009 10:39 

Спорт в современном мире достаточно тесно связан с политикой. Успешные спортсмены часто или используются политиками для рекламы, или сами идут во власть, стараясь добиться успеха и в этой сфере. Но и в международных отношениях, во внешней политике спорт уже давно не «чужак», ведь он является одним из способов, благодаря которому страна проявляет себя на мировой арене. Достижения в спорте по влиянию на имидж государства конечно не могут сравниться с достижениями экономическими. Но все же, и они демонстрируют уровень развития страны. Популярность спорта во всем мире делает его одним из востребованных способов «показать себя».

Исходя из этого, многие страны развивают спорт чтобы продемонстрировать другим, что они «лучше, быстрее, сильнее». Во времена «холодной войны» СССР именно на спортивное соперничество с США делалась ставка как на один из тех факторов, который может доказать, что социалистическая система прогрессивнее капиталистической. Олимпиады, хоккейные, баскетбольные соревнования становились настоящими «боями», играли роль своего заменителя военных столкновений между странами, которых по понятным причинам избегали (правда, частенько как полигоны использовались третьи страны).

Причем речь идет не только об укреплении имиджа государства на мировой арене, а и способе идеологической пропаганды внутри страны. Народ после очередных спортивных побед чувствовал гордость за свою страну, а также ковсенно удостоверялся в превосходстве своей системы над «вражеской» и правильности того пути, по которому идет государство. Весь Советский Союз с замиранием сердца следил за «боями» с представителями «загнивающего капитализма». Так или иначе, спорт для внутригосударственной пропаганды использовали или используют многие страны, но в основном именно те, которые имеют наибольшие амбиции на международной арене. Достаточно ярким примером стала последняя Олимпиада в Пекине, где хозяева с помощью всех возможных способов (начиная от утаивания настоящего возраста девочек-гимнасток и заканчивая очевидной «работой с судьями» с соответствующими результатами) пытались продемонстрировать не просто свою силу в спорте, но и претензии на мировое лидерство в геополитическом смысле. И китайцам это удалось.

Но Украина также соседствует с подобным чрезвычайно амбициозным государством, которое склонно воспринимать себя как «возрождающаяся империя» (правда, достаточно жестокий финансовый кризис, думаю, внесет свои коррективы и может поумерить пыл). Эта страна – одна из наиболее спортивных в мире (имеется в виду, конечно, профессиональный спорт) и её политическая элита как и во времена СССР вовсю использует спортивные успехи для внутреннегосударственой пропаганды, для демонстрации своему народу, что его лидеры сильны, ведут страну в правильном направлении, дают возможность гражданам гордиться ей. Понятно, что речь о Российской Федерации.

В последние годы российское государство в основном в лице больших корпораций, к примеру, Газпрома, вкладывает большие деньги в развитие футбола как самого популярного в мире вида спорта, успехи в котором значительно улучшают имидж государства, как в мире, так и среди своих граждан. Будучи футбольным болельщиком с уже немалым стажем, замечу, что ранее такого не происходило, успехи российского футбола были очень скромными, а значительный прогресс наблюдается именно с приходом к власти команды Путина, ростом амбиций России. Футбол используется как одно из средств демонстрации силы государства. Для достижения прогресса российского футбола приглашаются авторитетные иностранные тренеры с большими контрактами (голландцы Хиддинк и Адвокат), тратятся серьезные деньги на приобретения игроков (например, покупка украинца Тимощука за 20 млн. долл.). И это уже принесло свои плоды: выиграны два Кубка УЕФА, на Чемпионате Европы 2008 года сборная России пробилась в полуфинал.

При этом самыми принципиальными соперниками являются не американцы (ведь явно нефутбольная страна). Россияне хотят проявить себя в Европе, т.к. до этого тягостно воспринимали свой статус крепкого середнячка в европейской футбольной табели о рангах. Можно провести параллели с политикой. Российский народ очень болезненно воспринимал положение своей страны как бедного родственника в ельцинские времена, а при Путине воодушевился перспективой возрождения империи. Даже понимая иллюзорность этой мечты, отказаться от неё невозможно. Российские болельщики (а в дни больших успехов и десятки миллионов «простых» граждан) тоже воспринимают успехи в футболе как показатель того, что Россия «поднимается с колен» и «показывает Европе, кто в доме хозяин».

Украина, будучи страной достаточно футбольной, и одновременно «не совсем другом» в делах геополитических, рассматривается как соперник принципиальный. Европейский футбольный сезон 2008/2009 подарил нам два украино-российских противостояния: матчи за выход в групповой турнир Лиги Чемпионов между киевским «Динамо» и московским «Спартаком», матчи 1/8 финала Кубка УЕФА между донецким «Шахтером» и московским ЦСКА. Интересно, что тут, как и вопросах политических проявились типичные для современного российского менталитета черты: любовь к «забрасыванию шапками», болельщики и специалисты выражали уверенность в победе армейцев над «Шахтером» (а в недавнем газовом конфликте это проявилось в тезисе: «Вот перекроем газ и никуда не денетесь, просить прощения приползете»), а также показное пренебрежение к «врагу» (в политических спорах в ход идут лозунги: «Вы не страна, скоро развалитесь», или «Вы просто марионетки Америки»).

Тем не менее, обе «дуэли» закончились очень уверенными победами украинских команд, что, возможно, стало результатом не только более сильной игры «Динамо» и «Шахтера», но и той кампании по «закидыванию шапками», которая развернулась в российских СМИ. Естественно данные проигрыши – достаточно серьезный удар по восприятию российскими болельщиками своего чемпионата как уже чуть ли не одного из сильнейших на континенте. Безвольные поражения от более слабых в их понимании команд из «недостраны» никак не вяжутся с такими взглядами. И тут «на помощь» пришли спортивные СМИ, которые как и все остальные в России, выполняют функции пропагандисткой машины, инструмента в руках власти, призванного убеждать граждан в величии своей страны, т.е. её спорта.

После поражений пиар-кампания в ведущих спортивных СМИ России стала основываться на тезисах: «Ничего страшного, что «Спартак» проиграл в этот раз, просто он в кризисе, другие наши команды это «Динамо» наверняка обыграли бы», «ЦСКА в матче с «Шахтером» засудили», «ЦСКА победа не очень-то и была нужна» и так далее…Некоторые даже дошли до полусумасшедшего: «Это всё происки НАТО». Пропаганда ведется на всех фронтах, в том числе и на спортивном, глобальной же целью является убеждение народа в том, что Россия сильна как никогда, в том числе и в спорте, власть ведет народ в правильном направлении, и альтернативы этому курсу нет и быть не может.

Конечно, спорт – это не политика. Но он имеет с последней немало общего, особенно с политикой международной. И для понимания сути современных украино-российских отношений понимание того, что происходит в отношениях спортивных, не лишнее.


Андрей Кулько


рейтинг: 134
голосование окончено


<<Вернуться в раздел

Добавить комментарий
Ваше имя:  
Редакция категорически не согласна с мнениями журналистов, помещенными на сайте, и морально готова свалить ответственность на кого угодно.
Главный редактор Эммануил Отнюдь
 
 
Использование материалов разрешается только при условии ссылки
(для интернет-изданий - гиперссылки) на Politican.com.ua

© Politikan.com.ua 2008-2020 Разработка: