О Проекте   Игры   Сам себе Политикантроп   Пикейные жилеты   Книги наших авторов     Регистрация | Вход


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА: СОБАКА ЛАЕТ, А КАРАВАН ИДЕТ

 31-08-2018 10:11 

Сколько бы эксперты (в том числе и международные), международные инстанции, представители заинтересованных государств и просто украинская общественность (хотя эта последняя, конечно, для украинского правительства имеет наименьший авторитет) не призывали хотя бы подумать о том, что нынешние украинские власти творят (другого слова не подберу) в сфере образования, они, эти власти, продолжают гнуть свою кривую линию. Хотя, если вспомнить, кто сегодня действительно управляет Украиной, такое упорство и наплевательство на общественное мнение (в том числе мировое) становится не таким уж удивительным. Да, это я снова при них, про заокеанских кукловодов, если кто не понял.
Итак, сначала напомню, как все началось, а потом – о том, как все продолжается.
Новый закон Украины об образовании был принят Верховной Радой 5 сентября 2017 г., подписан П. Порошенко 25 сентября.
Больше всего нареканий вызвала 7-я статья закона, согласно которой лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, могут обучаться в коммунальных учебных заведениях дошкольного и начального образования на родном языке только до 5-го класса; с 5-го класса на родном языке они смогут изучать только язык и литературу своего меньшинства. Исключение правда сделано для официальных языков ЕС.
Свое неприятие данных положений высказали министр иностранных дел Венгрии, министр по делам венгров за рубежом, Национальное собрание Венгрии, МИДы России и Словакии, президент Молдовы, парламент и президент Румынии, министры иностранных дел Болгарии, Греции, Румынии, заместитель министра иностранных дел Польши. Также многие эксперты утверждают, что новый закон противоречит закону «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств» от 2003 года.
В октябре 2017 г. Парламентская ассамблея Совета Европы выразила озабоченность статьями закона, касающимися образования на языках нацменьшинств, и осудила то, что при разработке закона не были учтены мнения представителей этих самых нацменьшинств. Также ПАСЕ выразила недовольство тем, что закон не был предварительно передан на рассмотрение Венецианской комиссией.
Данный документ, по мнению ПАСЕ, нарушает принцип добрососедства, заложенный в Рамочной конвенции защиты прав нацменьшинств.
11 декабря 2017 г. Венецианская комиссия опубликовала официальные рекомендации Украине, касающиеся закона об образовании в части обучения на языках национальных меньшинств (заключение № 902/2017).
В частности, в заключении Комиссии сказано:
«Статья 7 обеспечивает правовую основу для преподавания предметов на официальных языках ЕС, таких как болгарский, венгерский, румынский и польский... Однако новый закон не предлагает решений для языков, не являющихся официальными в ЕС, в частности, для русского, который является наиболее часто используемым негосударственным языком. Менее благоприятное отношение к этим языкам трудно объяснить, оно вызывает вопрос о возможной дискриминации».
Комиссия сочла, что статья 7 Закона «не обеспечивает выполнения необходимых рекомендаций по применению международных и конституционных обязательств страны» и что «точный объем гарантий образования на языках меньшинств, в основном ограниченный начальной школой, не является до конца понятным».
23 января ПАСЕ приняла резолюцию «Защита и развитие региональных языков и языков меньшинств в Европе», в отношении которой есть все основания предполагать, что она была принята именно в связи с украинским законом об образовании.
Помимо прочего, в резолюции рекомендуется «во всех возможных случаях обеспечить языкам нацменьшинств статус второго официального языка в тех регионах, где такие языки традиционно используются, с учетом конкретных условий и исторических традиций, характерных для каждого региона». Также в резолюции рекомендовано обеспечить возможность обучения на региональном языке или языке меньшинства на протяжении всего периода обучения, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием.
Члены ПАСЕ рекомендовали «обеспечить, чтобы сотрудники государственных администраций или служб могли предоставлять информацию и услуги на соответствующих региональных языках или языках меньшинств», а в сфере медиа – «воздерживаться от применения ограничительных правовых и политических мер, таких как обязательства по субтитрованию/переводу и обязательные квоты для программ на официальном языке».
То, что Украина должна обеспечить представителям национальных меньшинств право и возможность использовать свой родной язык, подчеркнул в своей статье, размещенной на сайте EUobserver, генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд. О своих опасения по поводу нового украинского закона об образовании он также высказался на 33-й сессии Конгресса Совета Европы.
С момента принятия закона прошел почти год, однако не заметно, что украинские законодатели как-то прореагировали на озвученные авторитетными международными инстанциями и экспертами претензии, замечания, рекомендации. При том, что Украина продолжает настойчиво «торить» дорогу в Евросоюз.
Более того, положения закона об образовании, вызвавшие столь энергичные протесты, находят свое дальнейшее развитие в новом «творении» МОН Украины – законопроекте «О полном общем среднем образовании», опубликованном 30 апреля этого года – якобы для «общественного обсуждения» https://mon.gov.ua/ua/news/mon-proponuye-dlya-gromadskogo-obgovorennya-proekt-zakonu-ukrayini-pro-povnu-zagalnu-serednyu-osvitu.
В этом законе закрепляется трехуровневая система общего среднего образования, рассчитанного на 12 лет: начальное образование (4 года), базовое среднее образование (5 лет), профильное (3 года).
Статья 5 законопроекта гласит: «Языком образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования является государственный язык». При этом представителям коренных народов или нацменьшинств предоставляется право изучать свой язык в школах или через национальные культурные общества, а также получать на нем школьное образование (наряду с государственным языком). «Каждому ученику гарантируется и обеспечивается право на получение полного среднего образования на госязыке в государственных, коммунальных и корпоративных учебных заведениях. Лицам, принадлежащим к коренным народам или нацменьшинствам Украины, гарантируется и обеспечивается право изучать язык соответствующего коренного народа или нацменьшинства в коммунальных и корпоративных учреждениях общего среднего образования или через национальные культурные общества».
На первый взгляд все вроде бы хорошо. Однако это только на первый взгляд.
Дело в том, что законопроект предполагает выделение квот для изучения предметов на языках нацменьшинств. Предполагается, что в начальной школе преподавание на родном языке займет до 80% времени. После начальной школы ситуация кардинально меняется: на украинском языке школьники должны будут изучать уже 80% предметов. При этом власть как и раньше готова идти на уступки нацменьшинствам, чьи языки являются официальными в ЕС – венграм, румынам, болгарам, полякам. После начальной школы, в старших классах, носители одного из 23 официальных языков ЕС смогут рассчитывать на квоту на родной язык (до 40% в 9 классе). А вот для остальных нацменьшинств, например, русскоязычных или крымских татар, аналогичная квота составит всего… 20%.
Также нацменьшинствам для обучения на родном языке предлагается создавать отдельные классы (о государственных школах для нацменьшинств, конечно, речи нет). При этом частные школы могут выбирать язык учебного процесса (обеспечивая овладение учениками украинским языком в соответствии с госстандартами).
В настоящее время «обсуждение» законопроекта закончено. Однако, как можно предполагать, критика данного закона будет учтена в его окончательной редакции также мало, как и те предложения, которые заинтересованные стороны (в том числе собственно нацменьшинства) высказывали в отношении закона об образовании.
Несмотря на «лай» общественности, караван украинской образовательной «реформы» продолжает упрямо двигаться. Вопрос в том – куда?


Сергей Петраковский


рейтинг: 11
голосование окончено


<<Вернуться в раздел

Добавить комментарий
Ваше имя:  
Редакция категорически не согласна с мнениями журналистов, помещенными на сайте, и морально готова свалить ответственность на кого угодно.
Главный редактор Эммануил Отнюдь
 
 
Использование материалов разрешается только при условии ссылки
(для интернет-изданий - гиперссылки) на Politican.com.ua

© Politikan.com.ua 2008-2019 Разработка: