О Проекте   Игры   Сам себе Политикантроп   Пикейные жилеты   Книги наших авторов     Регистрация | Вход


Чем закончится облава на оффшоры

 11-04-2013 09:37 

International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ) опубликовал результаты собственного изучения почти 2,5 миллионов документов касающихся деятельности компаний и трастов, зарегистрированных в странах, которые журналисты характеризуют как «оффшорные».

Документы, которые признаются конфиденциальными и источник утечки которых не разглашается, в основном связаны с компаниями зарегистрированных на Британских Виргинских островах.

8 апреля 2013 года, председатель счетной палаты Республики Кипр Реа Георгиу заявил, что кассовый дефицит национального бюджета составляет €160 млн. При этом в правительственных резервах находится всего €85 млн., в то время как уже во второй половине апреля правительство Кипра должно будет проводить выплаты социальных пособий, зарплат госслужащих, а также платежи в счет обслуживания госдолга. Таким образом, если кипрские власти не изыщут в ближайшее время €75 млн. на покрытие кассового разрыва, островная республика может объявить дефолт, поскольку первый транш в рамках финансовой помощи Евросоюза и Международного валютного фонда (МВФ) поступит только в мае.

Увеличить поступления в бюджет кипрские власти пытались за счет введения налога на банковские вклады, однако, позже схема спасения банковской системы была изменена: один из крупнейших проблемных банков Cyprus Popular Bank (работает под брендом Laiki) будет ликвидирован а Bank of Cyprus - докапитализирован с использованием средств крупных клиентов. В результате вкладчики Bank of Cyprus получат его акции на 37,5% депозитов, превышающих €100 тысяч, еще 22,5% их средств будет заморожено на несколько месяцев, а вкладчики Laiki, по оценкам экспертов, потеряют до 80% своих средств.

Оценка ситуации на Кипре была скорректирована вследствие появления информации об утечке данных о вкладчиках оффшорной юрисдикции на Британских Виргинских островах. Данное событие изменило подход к оценке кипрских событий, как единичного случая вокруг оффшора.

События вокруг Кипра и Британских Виргинских островов свидетельствует о вероятном дальнейшем развитии кризисных явлений вокруг оффшорных юрисдикций. По нашим оценкам, на сегодняшний день оффшорные зоны находятся в неблагоприятной ситуации столкновения политических и экономических интересов в Европе. В связи с этим в среднесрочной перспективе мы ожидаем усиления давления на данные юрисдикции и попытки выравнивания диспропорций в сфере налогообложения между традиционными развитыми экономиками и оффшорными юрисдикциями.

С развитием мирового кризиса и соответствующим снижением государственных доходов стран ЕС, критика оффшорных юрисдикций значительно усилилась. Это стало симметричным ответом на рост интереса к ним со стороны бизнеса, который активизировал свою работу с ними в рамках схем по минимизации налогообложения.

В феврале 2011 года канцлером Германии Ангелой Меркель и экс-президентом Франции Николя Саркози был предложен «Пакт о гармонизации», который предлагал для Европы установление единой базовой системы сбора налогов, введение общего для всех стран ЕС пенсионного возраста, определение единого показателя размеров государственной задолженности и устранение государственных инфляционных индексаций заработных плат. Кроме этого предполагалось, что в случае принятия планов гармонизации, налоги на деятельность компаний будут взиматься по месту проведения ими операций, а не на основе места их регистрации. Ключевым положением пакта являлось предложение о введении единой европейской базовой системы сбора налогов, как попытки установления общего минимального размера налогообложения для стран Европы. Кроме оффшорных

юрисдикций под ударом «Пакта о гармонизации» оказались экономики с низкими ставками налогообложения, как например, Болгария и Ирландия. Однако против инициативы выступили Великобритания и страны с низкими ставками корпоративных налогов.

По нашим оценкам, ситуация вокруг Кипра и БВО может иметь несколько предпосылок и направлений дальнейшего развития в контексте общей политики ЕС в отношении оффшорных юрисдикций.

Давление на оффшорные юрисдикции, как результат конфликта по линии Германия-Великобритания. В феврале 2008 года прокуратура Германии начала масштабное расследование против неплательщиков налогов. Оно вылилось в дипломатический скандал с Лихтенштейном, в банках которого многие из них хранили свои средства. Кроме того, министр финансов Штайнбрюк подверг резкой критике Швейцарию, что привело к обострению отношений между двумя странами, а в результате к коррекции финансовой политики Берна.

Кипр и Британские Виргинские острова находятся в зоне политического влияния Великобритании. Кроме них Лондон использует в качестве оффшорной юрисдикции остров Мэн, который имеет особый статус британской коронной территории, формально не входя в состав Британии и Европейского Союза. Под контролем Лондона также острова Теркс и Кайкос, Бермуды, остров Гернси, остров Джерси, Белиз, Багамские острова, Сейшельские острова, Гибралтар, а также дружественные территории, такие как Сингапур и Бруней. Таким образом, на сегодняшний день несмотря на периодическое звучание критики в отношении оффшоров со стороны Даунинг-Стрит, Великобритания обладает наибольшим количеством таких налоговых юрисдикций, находящихся под контролем или в зоне политического влияния.

Тем временем Германия, не обладая собственными или подконтрольными территориями с оффшорным статусом, вынуждена выступать ключевым финансовым донором для стран ЕС, находящихся в кризисном положении. Германская промышленность испытывает на себе сильное конкурентное давление производителей из других стран, использующих оффшоры для снижения стоимости своих товаров. Подобная ситуация формирует условия нечестной конкуренции на территории ЕС. В то же время Германия, как экономический и политический лидер Евросоюза продолжает усиливать свое влияние в Европе и использовать свой экономический антикризисный потенциал для формирования новых правил работы на европейском рынке. Они характеризуются минимизацией рисков и попытками централизации и контроля финансовых ресурсов Европы.

Позиция Берлина в отношении Кипра, а также одобрение министром финансов Германии утечки информации из БВО способствует формированию условий для подрыва экономических и репутационных позиций оффшорных юрисдикций.

В случае с Кипром Берлин лишь использовал сложившуюся ситуацию в интересах своей анти-оффшорной политики, но не принимал в ее развитии активного участия. Однако в случае с БВО, масштаб утечки, если речь идет о реальной финансовой документации, свидетельствует об участии в ней государственных спецслужб.

При этом Берлин располагал прогнозом развития кризиса на Кипре задолго до его начала. Косвенное подтверждение этому – оперативное реагирование Германии и крайне быстрое предложение сценария выхода из кризиса. Показательно, что канцлер Ангела Меркель порекомендовала Кипру воздержаться от переговоров со странами вне ЕС, что может указывать на стремление к реализации именно германського сценария в отношении Кипра, а не к спасению экономики Никосии.

По нашим оценкам, целью германской политики может быть подрыв всей существующей оффшорной системы с точечными ударами по наиболее популярным «белым» оффшорным юрисдикциям. Полагаем, что в зоне внимания Берлина преимущественно европейский капитал, находящийся в оффшорах. Полагаем, что конечным итогом антиоффшорного сценария является выравнивание уровня налогообложения за счет поднятия нижней планки корпоративного налога в этих юрисдикциях до уровня 15-17%.

Принимая во внимание вовлеченность британского капитала в оффшорные схемы, обвал таких юрисдикций может оказать дополнительное давление на британскую экономику и привести к ускоренному развитию кризисных явлений в экономике самой Великобритании, страдающей от высокого уровня долгов. В итоге это угрожает потерей Лондоном статуса мирового финансового центра.

Такой сценарий позволит в значительной степени усилить позиции Берлина и сломить Лондон в ключевых политических и экономических вопросах функционирования Европейского Союза и его рынка. Однако при реализации данного сценария Германии необходимо удержать от распада не только зону евро, но и предотвратить выход из ЕС крупных игроков. Кроме того, по состоянию на январь 2013 года Великобритания стала крупнейшим торговым партнером Германии за всю современную историю, товарооборот которых достиг в 2012 году отметки €150-153 млрд.

Таким образом, на сегодняшний день ситуация вокруг оффшорных юрисдикций находится в зависимости от конфликта интересов Германии (и в меньшей степени Франции) и Великобритании. Отказ от финансовой поддержки Кипра без введения мер, наносящих удар по репутации банковской системы страны, а также утечка информации о клиентах оффшорной юрисдикции БВО оценивается как активные действия по дискредитации оффшорных юрисдикций в целом. Их целью может быть подрыв доверия к ним, как к «налоговым тихим гаваням» и безопасным местам размещения финансовых ресурсов, а также зачистка некоторых юрисдикций от капитала, связанного с преступностью.

Давление на оффшорные юрисдикции, как попытка вытеснить капитал сомнительного происхождения из стран постсоветского пространства. Финансовые ресурсы из стран постсоветского пространства в кампании против оффшорных юрисдикций, вторичны, хотя и не являются последними в списке. В ноябре 2012 года в отношении Кипра германская разведывательная служба BND (Bundesnachrichtendienst) подготовила специальный доклад о состоянии финансов этой страны. В документе отмечалось, что в случае оказания ЕС финансовой помощи Кипру главными бенефициариями станут связанные с кипрским оффшором российские олигархи, бизнесмены и организованная преступность. По информации BND, Кипр на сегодняшний день превратился в центр нелегальных инвестиций и сомнительных финансовых операций представителей постсоветского пространства. Главный вывод доклада BND - если Кипр получит финансовую помощь от ЕС и сохранит у себя в качестве валюты евро, то деньги немецких и других европейских налогоплательщиков будут защищать незаконные российские капиталовложения и преступный финансовый оборот.

Показательно, что в ответ на отказ от предоставления помощи Кипру осенью 2012 года без изменения оффшорной политики, министр финансов острова заявил о возможности того, что Никосия будет решать свои проблемы без ЕС и выйдет из еврозоны. Однако, по оценкам BND, если Кипр покинет зону евро, то его модель перестанет быть привлекательной для отмывания денег. При этом мы не разделяем позицию германской разведки и полагаем, что потеря своей привлекательности для Кипра произойдет скорее не в случае выхода из еврозоны, а в случае выхода из ЕС. По нашим оценкам, Берлин может устраивать дефолт Кипра.

Анализ динамики движения капитала из Украины и в Украину свидетельствует о том, что с 2010 года объемы транзакций с Кипром в рамках схемы реинвойсинга утратили докризисную динамику роста, в то время как динамика операций с БВО демонстрировала в 2012 году стремительный восходящий тренд. В квартальном отчете Ukrainian Economic Trends Forecast Q1 2013 (прогноз на первый квартал текущего года), мы отмечали, что ситуация с Кипром скорее приведет к перераспределению финансовых потоков между другими оффшорными юрисдикциями и поиску в 2013 году новых эффективных «налоговых гаваней».

Таким образом, кампания против оффшорных юрисдикций приведет к изменению схем и каналов оттока капитала из экономики постсоветских стран. В то же время полагаем, что антиоффшорная кампания в среднесрочной перспективе не приведет к сокращению оттока капитала из экономики Украины и России. Поскольку на сегодняшний день не существует эффективных стимулов для репатриации капитала и аккумулирования сбережений внутри страны. В итоге, каналы оттока капитала будут усложняться и диверсифицироваться. В связи с этим, по нашим оценкам, в среднесрочной перспективе произойдет удорожание минимизационных схем, что скажется на стоимости товаров компаний, задействованных в них.

Попытки создания собственных оффшорных юрисдикций (например, на Дальнем Востоке России) не будут иметь успеха, поскольку будут находиться в зоне прямого политического влияния, уход от которого вместе с оптимизацией налогообложения является ключевой задачей таких схем.

«Da Vinci AG» Analytic Group


glavcom.ua


рейтинг: 1
голосование окончено


<<Вернуться в раздел

Добавить комментарий
Ваше имя:  
Редакция категорически не согласна с мнениями журналистов, помещенными на сайте, и морально готова свалить ответственность на кого угодно.
Главный редактор Эммануил Отнюдь
 
 
Использование материалов разрешается только при условии ссылки
(для интернет-изданий - гиперссылки) на Politican.com.ua

© Politikan.com.ua 2008-2019 Разработка: